11, Апрель 2016

Терапия импортозамещения

Многомиллиардная поддержка государством фармацевтической и медицинской промышленности дала результаты.


Фото: Валерий Мельников/РИА Новости

Опережая санкции

Успехи государства вделе поддержки отечественного фарммедпрома, кажется, стали очевидны даже самым скептически настроенным экспертам. Минпромторгу, отвечающему зауспехи развития отрасли, есть чем похвастаться. Затри года встране открылись десять фармацевтических заводов. Наиболее громкие достижения российской фармотрасли— выпуск компанией «Биокад» противоопухолевого препарата ритуксимаб ипроизводство первого российского аналога инсулина компанией «Герофарм».

Главным инструментом поддержки фармацевтической отрасли ирынка медизделий вот уже пять лет выступает программа «Развитие фармацевтической имедицинской промышленности РФна период до2020 года» («Фарма-2020»). Минпромторг, подписываясь под ней в2011 году, кажется, вскочил находу впрактически безвозвратно уходящий бездефицитный бюджет— документ сутвержденным финансированием 188 млрдруб. (из них внебюджетных средств— 65млрдруб.) был принят довведения санкций. Вот главные целевые ориентиры, которые еще пять лет назад казались чересчур амбициозными, асроки ихдостижения— невыполнимыми: 90% препаратов изсписка жизненно необходимых лекарств (ЖНВЛП, включает 600 позиций, участвующих вгосзакупках) к2020 году должно производиться вРоссии, увеличение доли отечественных препаратов с20 до50%, медизделий— с20 до40%.

Через федеральную программу предприятия фарммедпрома получают поддержку ввиде субсидий надоклинические иклинические исследования, проекты потрансферу технологий, разработку технологических платформ, например при создании линейки препаратов. Сэтого года государство возмещает производителям часть затрат напроизводство субстанций имедизделий. Также Минпромторг разрабатывает дополнительные меры попредоставлению преференций российским фармпроизводителям взависимости отглубины локализации.

Таким образом, чиновники послали бизнесу важный сигнал: государство поддерживает фарммедпром, авнутри отрасли приоритет отдается компаниям, производящим продукцию натерритории страны. Например, позакону цены отечественных препаратов при госзакупках могут быть на15% выше импортных аналогов. Также сэтого года упаковка признается уже недостаточным фактором для отнесения препарата клокальному производству.

Заинтересованная вроссийском рынке Big Pharma сучетом происходящего стала активно локализовывать производство— строить иреконструировать заводы, вместе сроссийскими партнерами начинать контрактное производство странсфером передовых технологий, передавать права интеллектуальной собственности, запускать научно-исследовательские проекты. Поданным маркетингового агентства DSM Group, изчетырех сотен иностранных компаний чуть более двух десятков— вих числе Sanofi, Nycomed, KRKA, Servier, Stada, Novartis, AstraZeneсa, Berlin-Chemie/Menarini— сумели локализовать производство, аполсотни— освоили процесс упаковки натерритории России.

Кроме программы поразвитию фармацевтической имедицинской промышленности варсенале Минпромторга есть идругие протекционистские инструменты. Главным образом они реализуются вполностью подконтрольной государству сфере госзакупок.Так, много шума наделало постановление «третий лишний» для фармпроизводителей, которое ограничивает допуск кгосзакупкам иностранных лекарств при наличии двух локальных производителей. Схожий поидеологии документ получил имедпром— постановление правительства РФ№102 помедизделиям утверждает перечень продукции иностранного производства, запрещенной кгосзакупкам: электрокардиографы, некоторые виды томографов, глюкометры, шприцы ииглы, пинцеты, антисептические салфетки, медодежда.

Кластерная политика

Федеральная программа поддерживает также довольно успешную кластерную политику вотрасли.Так, сее помощью был создан подмосковный биофармкластер «Северный» набазе Московского физико-технического института. Оннаряду сдругими ведущими фармкластерами— санкт-петербургским, калужским иярославским— заманивает инновационные компании сокращением, аиногда иобнулением ставок земельного итранспортного налогов, низкой арендной платой, снижением региональной части налога наприбыль.

Наряду срегиональными кластерами инновационные проекты фарммедпрома поддерживают идругие институты развития— Российская венчурная компания (РВК) ифонд «Сколково». Кластер биомедицинских технологий иннограда собрал более двухсот инновационных компаний, за2013–2015 годы «Сколково» одобрил 74гранта наобщую сумму1,2 млрдруб., сообщили РБК+ вфонде. «Наиболее востребованной оказалась программа «Защита интеллектуальной собственности»— 36% отобщего количества поступивших заявок, атакже программа «Проведение испытаний»— 64%»,— отмечает вице-президент фонда «Сколково» Кирилл Булатов.

Также помогает российским производителям Фонд содействия развитию малых форм предприятий внаучно-технической сфере (Фонд Бортника). В2015 году онподдержал вдва споловиной раза больше проектов всфере медицины ифармацевтики, чем годом ранее. «В целом потенциал российских малых предприятий медико-фармацевтической отрасли достаточно высок, иактивное стимулирование состороны государства поможет вывести еена новый уровень»,— считает гендиректор фонда Сергей Поляков.

Местная стимуляция

Санкции вынудили Минпромторг придумывать идополнительные стимулы для ускорения импортозамещения вотрасли.Так, при министерстве был создан специальный Фонд развития промышленности (ФРП), взадачу которого входят отбор проектов ина условиях софинансирования ихльготное кредитование под 5% годовых. Как пояснили РБК+ вфонде, сначала 2015 года было поддержано 12проектов вмедико-биологической ифармотрасли, объем поддержки составил4,1 млрдруб. (четверть расходов фонда в2015 году). «Реализация проектов позволит создать уникальное медоборудование иматериалы, производить вРоссии лекарственные субстанции, наладить выпуск готовых лекарств, протезов»,— говорит глава ФРП Алексей Комиссаров. Первым производством, открытым спривлечением займаФРП, стала компания «Гигиена-сервис», уже запустившая производство подгузников для взрослых; она намерена занять 50% рынка, который сегодня практически полностью контролируют иностранные производители. Среди других проектов, отобранных фондом,— создание высокотехнологичных производств перевязочных материалов, дефибрилляторов, протезов, лекарств отартрита, антибиотиков, реагентов для экспертных лабораторий.

Впрочем, несмотря напровозглашенные успехи, производители пока неиспытывают повсеместной финансовой поддержки иговорят отрудностях ееполучения, вчастности обольшой забюрократизированности инеобходимости спецподготовки вподаче заявки. «В нашей отрасли инвитро мыне ощущаем, что кому-то выделяются средства. Вмедпромышленности огромнейшее разнообразие; возможно, кто-то получает, нонет системной поддержки, она остается выборочной»,— говорит гендиректор Ассоциации производителей средств клинической лабораторной диагностики Виктор Нечаев. Вчисле рисков для фарммедпрома директор поисследованиям вобласти здравоохранения Magram Market Research Ирина Скворцова называет сокращения финансирования вкризис, атакже вероятность того, что отечественные производители выпустят продукт, требующий значительных доработок, искорее всего, внедостаточных для отрасли объемах. «Намного лучше работают институциональные меры путем нормативного регулирования ичерез системную поддержку отрасли, чем через финансовое вливание ворганизацию производства отдельных видов медизделий. Конечно, субсидирование ряда небольших компаний приводит кросту наих уровне, нодля отрасли они малозаметны»,— говорит гендиректор НТЦ «Медитэкс» Андрей Виленский.

Изъяны госрегулирования

Пословам участников рынка, втеме господдержки иразвития отечественного фарммедпрома остается один большой пробел— низкое качество регуляторных процедур. Среди главных претензий опрошенные РБК+ компании— производители медизделий илекарств называют непрозрачную деятельность госорганов, неясность процесса регистрации лекарств имедизделий, регулирования рынка.

Так, госрегулирование цен налекарства изсписка ЖНВЛП привело квымыванию срынка дешевых лекарств (стоимостью до50руб.). Компаниям оказалось экономически невыгодно производить лекарства изнизкого ценового сегмента, ааптекам— ихпродавать. Поданным Федеральной антимонопольной службы, почти двести дешевых препаратов уже сняты спроизводства, примерно полторы сотни компаний планируют прекратить выпускать ихв ближайшее время.

Кроме того, иностранные компании вэтом году столкнулись спроблемой регистрации иперерегистрации лекарств изсписка ЖНВЛП из-за отсутствия согласованной процедуры оформления.

Хуже ситуация нарынке медизделий. «Несмотря навсю туподдержку, которую оказывает Минпромторг, есть очень много смежных, например сМинздравом иРосздравнадзором, ипока нерешенных проблем. Уже много лет нерешается проблема аналогов: Роздравнадзор неберется при регистрации медизделия указывать, что оно является аналогом другого, аэто важно, вчастности для расширения доступа производителей кгосзакупках. Уже много лет нерешается проблема госрегистрации медизделий.Так, сроки вывода нового продукта нарынок увеличились счетырех-пяти месяцев в2011 году догода-полутора сегодня»,— заявил РБК+гендиректор компании MDpro Алексей Ванин.

Другая проблема медпрома, вытекающая изнескоординированности усилий различных ведомств,— отсутствие рынка сбыта для новой российской продукции. «Врядли медучреждения ипациенты станут разом покупать российскую продукцию, даже очень качественную иинновационную. Импортное как покупалось, так изакупается вомногом потому, что закупщики часто незнают ороссийских товарах, асами компании недостаточно активно иэффективно продвигают свою продукцию. Аесли задва-три года «новое» изделие неполучит массового сбыта, топостепенно все усилия поподдержке отечественного производителя могут сойти нанет»,— отмечает Андрей Виленский.

Источник